Youtube — такая штука магическая, зашёл посмотреть одно видео, а вышел спустя пару часов на совсем другом 🙂 Таким образом на глаза попалось видео, после которого в моей голове мысли начали скакать, как на рок-концерте. Сейчас буду делиться размышлениями, но для начала посмотрите то самое видео, которое подтолкнуло меня написать этот пост. Всего три минуты Вашего внимания:

Мягкие просторные кресла, сервировка стола, серебрянные столовые приборы, шампусик, икра, лакшери обслуживание, и даже курение на борту…Думаете это первый класс в самолете? Нет, именно 50-60 лет назад так выглядел стандартный перелет, где всё по сути было первым классом и позволить авиаперелет себе могли только сливки общества, такие жирнющие сливки! На минуточку, перелет из Нью-Йорка в Лос-Анджелес стоил на то время порядка 1500 дол., а международное сообщение Лондон-Сингапур всего каких-то…17 тыс долларов. Дамы на борт заходили чуть ли не в вечерних платьях и жемчугах, а мужчины в костюмах. Похоже на закрытый элитный клуб, где велись светские беседы, с одной лишь разницей — все это происходило в воздухе. Роскошь, не иначе.

Я очень хорошо помню свое первое появление в аэропорту Борисполь 10 лет назад. В аэропорту людей было немного, но я смотрела на них так, как будто они все Королевы Елизаветы или Принцы Чарльзы. Я все думала, что вот-вот и рядом увижу какую-то знаменитость, а при пересадке в европейском городе обязательно встречу Джонни Деппа. Сам факт того, что я лечу куда-то на самолете был для меня невероятным мероприятием, которое принято было отметить бокальчиком вина на борту. Да, я застала еще те времена неограниченного алкоголя на борту, а свой первый кусочек камамбера я попробовала на рейсе AirFrance. Поднимаясь по трапу на борт я думала, что иду по красной дорожке, особенно, когда я заходила в Боинг777 и офигевала от его размерчиков и думала, как же эта махина поднимется в воздух. Нет, это не были 50е года, а уже первая половина 2000-х, но  перелеты продолжали для меня (и не только для меня) иметь запах легкой роскоши. Про лоукосты тогда никто и не слышал.
2018 год, я лечу в самолете в Братиславу, заполненным уже под завязку, мои коленки упираются в спинку кресла, мне правда некомфортно, окружение уже без кристаллов Сваровски и понятие роскоши совсем становится не уместным.  «Welcome on board» уже не звучит так приторно-сладко. Что уж говорить, я и не помню, когда в последний раз кушала или пила на борту самолета. Причина этому одна — я стала больше летать лоукост-компаниями и относиться к самолетам как к самому обычному виду транспорта, цель которого доставить меня в другой город, а не впечатлить. Мы перестали жить во времена крайностей, где есть только дорогие авиаперелеты. Мы стали жить во времена ВЫБОРА. Хочешь вернуться на 50 лет назад и кушать устриц на борту? Без проблем, Эмирейтс в первом классе с удовольствием Вас примут. Хотите просто долететь подешевле без шика, блеска и комфорта, держите лоукосты. Полеты стают доступными не только для членов элитного клуба, для одной избранной группы людей, а и для всех. Мир понемногу начинает отходить от мысли, что авиа — это роскошь и все больше приходит к идее, что это всего лишь вид транспорта, который может быть дешевле ЖД или автобусного сообщения. Это поистине золотое время для путешествий, где каждый сам себе выбирает за что ему платить. Я недавно поняла, что у меня есть несколько знакомых, которые всегда только летают на лоукостах,  и даже не понимают, как это может быть по-другому, как это, когда в кресле комфортно, как это лететь с чемоданом, и какая на вкус еда на высоте нескольких тысяч километров. И также есть люди, которые не понимают  «приколов» лоукостов.
What about us? 
Казалось бы я закончила свою мысль, что самолеты — это не всегда исключительно роскошь. Но, а что же у нас в Украине? Меняется ли мышление или до сих пор в головах осталось утверждение, что летать на самолетах дорого? Вот моя бабушка думает, что я какой-то миллионер, раз так часто летаю на самолетах и ей тяжело понять, что такое лоукосты и почему я всегда беру с собой маленький рюкзак. Так, как моя бабушка, думают большинство людей в Украине. Невероятно, но факт — всего 5% населения Украины совершают полеты. Здесь есть несколько причин. Во-первых, у нас реально нет билетов по 5 евро, как в остальной Европе, Wizzair — это хорошо, но это маленький глоток воздуха, которого недостаточно. Во-вторых, мы не умеем планировать свою жизнь на год вперед, МАУ ввел лоукост-тарифы, а все только крутят у виска и говорят «да ну, невозможно так планировать поездки». Я как человек с опытом в туризме, могу точно сказать, что 90% туров бронируют за две-одну неделю до вылета, реально единицы делают это заранее. В третьих, это незнание и непонимание того, как составлять маршруты с пересадками в других городах, пользоваться лоукостами, как отслеживать эти билеты. Как я писала раньше, мы живем во времена выбора, но вот в Украине этот выбор весьма маленький. Мы по-прежнему ждем, когда к нам зайдет Ryanair, расширится рынок, будет конкуренция и мы перестанем использовать соседние страны для вылетов. Уж очень хочется, чтобы к цифре 5% присоединился в конце нолик. И тогда возможно у большинства произойдет прозрение, как это было со мной, когда я поняла, что билет на самолет может быть самой маленькой статьей расходов в путешествиях, и куда больше страдает кошелек от трансферов, проживания, питания.