Что такое стол? Легкий вопрос, который большинство людей вводит в ступор. Ответ приблизительно выглядит так «ну как что, стол это стол, вот он стоит». А если нужно объяснить, что такое стол человеку, который ни разу его не видел? Упс, тяжело, правда? Всегда тяжело объяснять очевидные вещи. Так и у меня с путешествиями и туризмом. Хотя я проработала в туроператорской деятельности около 6 лет,  мне до сих пор тяжело всем разъяснять, в чем отличие моей работы в туроператоре от работы в турагентстве. Чтобы рассказать специфику своей работы, я доставала лист бумаги и рисовала схему 🙂 Подождите, подождите, чуть позже и вам нарисую. А помимо моей профессии в туризме еще есть и путешествия. Здесь начинаются у многих споры, которые разделяют людей на два лагеря. Первый лагерь — это те, кто считают, что путешествия и туризм одно понятие, и второй лагерь соответственно данные понятия разделяет. Я отношусь ко второй категории) Конечно, я ведь «толкаю» здесь всем путешествия, а не туризм. Но о путешествиях чуть позже, давайте начнем разбор полетов по туристической сфере.

1. Что такое туризм?
Вы знали, что у понятия  «туризм» есть временные рамки? Туризмом считается выезд человека со своего места жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев в течении года. Ага, вот так вот! Если Вы сидите в Тайланде уже год, то вы уже не турист. Итак, как только у человека появилась потребность выезжать за пределы своего дома, появился туристический бизнес. Спрос рождает предложение. Интересно, что изначально люди путешествовали самостоятельно и как дядя Колумб открывали Америку. А сейчас что? Аутентичная Шри-Ланка превратилась в рекламный буклет для туристов, Египет погряз во все включено, а чтобы помолиться в Соборе Парижской Богоматери нужно выстоять туристическую очередь. Каждый город, который имеет историческую, культурную, природную ценность попадает под купол туристического бизнеса. Ребята, туризм это чистой воды бизнес. Как бы туркомпании не заявляли, что их главный принцип это помочь открыть человеку новый для себя мир…это блабла, чепуха. Деньги — смысл любого бизнеса. И где, как не в туризме грести деньги лопатами? Уж поверьте, туризм – это золотая жила. Так и появились туристические компании, которые предоставляют различные услуги по туризму.

2. В чем отличие туроператора (ТО) от турагента (ТА)?
Ну что всем интересно какие картинки я рисовала? Вот она схема!

Еще раз напоминаю, что я работала в туроператоре, я завод Кока Кола)) Что делают ТО? Главная их задача создать продукт. В туризме продукт это турпакет, который наполнен как правило проездом (авиа/автобус), проживанием, страховкой, трансферами. Как делают ТО эти продукты? Заключают договора с партнерами, которые им поставляют все материалы. То есть сотрудничают с авиакомпаниями, отелями, принимающей компанией, посольствами, страховыми. Собрав по крупицам такой продукт, его начинают продвигать и продавать. Но, важно! Продают не туристам, а турагентам. Главный клиент туроператора — это турагент. Турагентство это как магазин, в который приходит турист, чтобы купить тур. Как Вы наверное заметили этих «туристических магазинов» сейчас немереное количество, и они продолжают расти как грибы. Задача ТА узнать потребности клиента и среди миллиона предложенных турпродуктов подобрать идеальный. Напоминает сферу недвижимости, когда брокер ищет тебе квартиру, а ты ему за это платишь. То есть ТА это посредник между ТО и туристом. Думаю здесь все понятно.
Возвращаемся к теме про ТО. В ТО есть департаменты бронирования, в которых находятся менеджеры. Вот, я например была в департаменте Греции, Тайланда, Индонезии, Сингапура. Моя задача знать эти направления, и только эти, и работать с ними. Как выглядит рабочий день менеджера? Во-первых, это вечно звонящий телефон со звонками от ТА, которые просят помощи подсказать информацию об курорте, отеле и тд. Обычно звонок начинается со слов «я абсолютно ничего не знаю про это направление, а ко мне придет турист через час, помогите, хелп», или «турист интересуется как долго идти до пляжа и не будет ли солнце печь ему в голову»,или «туристу дует песок в рот, давайте переселим его в другой отель», или «турист хочет чтоб сотрудник отеля на Шри-Ланке переоделся в Дед Мороза и поздравил ребенка» и тд. Конечно бывают и вменяемые вопросы, но чаще почему-то именно такие, из-за чего в туризме никогда не бывает скучно. Помимо консультаций, основная деятельность ТО это бронирование туров. Сейчас расскажу как это происходит. Когда где-то на другом конце города турист отдает свои любимые денюжки, то турагент нажимает кнопку «забронировать тур» в онлайн системе и заявка попадает к ТО в специальную программу. ТО видит, что пришла заявка и начинает с ней работать. Пересылает ее принимающей стороне, например в Тайланд. Принимающая сторона отправляет эту бронировку в отель и все ожидают подтверждения. Как только отель говорит Confirm происходит обратная связь, принимающая компания подтверждает бронировку ТО, ТО подтверждает агенту, агент говорит туристу «ура, тур подтвержден».  Вы не запутались в этой цепочке? Для меня всегда в этой цепи было слишком много звеньев. Если туристу захотелось узнать есть ли чайник в номере (в инете например нет инфо), то опять включается эта цепочка. ТА отправляет запрос ТО, ТО отправляет принимающей компании, принимающая в отель…и жди ответа два дня, и как знает не сработал ли здесь принцип испорченного телефона. Не хочу сильно углубляться в эти заморочки, но представьте, что менеджер за день обрабатывает 100 таких заявок, и на каждом этапе работают люди, а люди как Вы знаете не роботы, и если Вас не встретил трансфер, то значит где-то в этой цепочке кто-то тупанул. Турист кричит на ТА, что тот в этом виноват, ТА кричит на ТО, ТО кричит на принимающую, принимающая кричит на трансферный отдел, трансферный отдел кричит на менеджера по бронированию, а виноват…да какая разница кто виноват, когда отдых у людей уже испорчен.
Если когда нибудь турагент звонил Вам дрожащим голосом сообщить, что даты вашего тура поменялись или вы поедете в другой отель, то не угрожайте этому бедному агенту и не спешите бежать в суд. Слышали про овербукинг? Нет, не слышали? Это когда Вы выбираете отель своей мечты за три месяца до поездки, а приезжаете и у них перепродажа номеров (овербукинг), и заселят Вас в другой отель. Хотите скандал? Вы депутат или пресса? Да хоть Бред Пит! Открываем договор, читаем, и не портим себе отдых, потому что ТО имеют право переселить в другой отель такой же категории или выше (но конечно же не ниже). Ничего личного, онли бизнес 🙂

3. Где дешевле брать тур – в туроператоре или турагентстве
Классный вопрос, обожаю его до жути. Во-первых, ТО не имеют права работать с туристами напрямую, только через турагентства. Но деньги хотят все, поэтому чаще всего у каждого ТО есть своя сеть турагентств или как минимум небольшой отдел по работе с физлицами (туристами). Давайте наглядный пример, если Вы видите «Корал Тревел», то Вы как клиент пришли в турагентство от крупного туроператора Корал Тревел, но это все-равно агентство. Вы ж не приходите на завод Кока-Кола, чтобы купить колу, правильно? Вот по этой причине, когда родственники и друзья хотят забронировать у меня тур, я пытаюсь объяснить, что дорога им в турагентство.
А теперь о ценах. В каждой цене турпакета заложена комиссия турагенту, стандартно 10%, но есть и повышенные в 12% и тд. Поэтому, если в разных агентствах Вам предлагают один и тот же тур по разной цене, значит какой-то из агентов жертвует своим же заработком. Знаю, что это самая головная боль всех ТА. Согласитесь, обидно, если агент работает с туристом, подбирает тур, а потом клиент переходит через дорогу и заказывает этот же тур на 100 грн дешевле в другом агентстве. Поэтому, ребята, когда Вы просите скидку у агента, Вы забираете их заработок.

4. Как выбрать хорошее агентство?
Как по мне абсолютно все-равно у какого ЧП Пупкина Вы забронируете тур. Это как выбирать в каком магазине купить Кока-Колу. А вот уже качество этой Колы будет зависеть от завода, в данном случае от ТО. Напрашивается вопрос, а какие ТО лучшие? Ответ – идеальных нет. И чем больше поток туристов у ТО, тем больше будет процент недовольных. В туризме, как я писала уже выше, есть такие неприятности, как овербукинг, отмена или перенос рейса, переселение в другой отель, человеческие тупники. И здесь это рулетка, кто-то никогда в жизни с этим не столкнется, а кто-то везучий вечно попадает в передряги.

5. От чего туры становятся «горящими»?
Легко и просто, как и в любых продажах. Что лучше — продать тур, потеряв на нем 200 долларов или не продать его, и потерять 500 долларов? Ответ очевиден. Чем ближе дата, тем лучше горит. Очень часто поступают жалобы от туристов, что они купили тур за несколько месяцев и он стоит 1000 дол, а за день до вылета он стал стоит 500 дол. Мол, верните деньги. Ну уж, извините, это торговля. Если в магазине колбаса подешевела, потому что срок годности подходит к концу, то Вы же не требуете пересчитать Вашу покупку? Запомните, что горящие туры продаются в последний момент, а не за месяц.

6. Отличие путешествий от туризма
Переходим к сути! Туризм начинается с того, как Вы стучите в турагентство, путешествия начинаются с того момента, как Вы самостоятельно выбираете себе маршрут. Самое главное отличие путешествий от туризма – это самостоятельность, где Вы не пользуетесь услугами ТО или ТА. Вы сейчас находитесь на блоге именно про путешествия.
И на конец я припасла самый главный вопрос, который волнует каждого – дешевле самостоятельно или через ТО/ТА? Если мы возьмем недельный турпакет горящий, например в Египет, который горит так что бывает по 200 дол с человека, то самостоятельно у вас никак не получится сделать себе точно такое же путешествие, просто потому что только один билет в Египет будет стоить больше, чем 200 дол. Но ни одно турагентство не предложит вам, например, долететь до Парижа за 40 евро в две стороны, не составит на год поездку в Тайланд, агентство не будет искать вам бесплатное проживание. Понимаете о чем я? Чаще туристические поездки заканчиваются недельным отдыхом, в то время как путешествия имеют нестандартные маршруты и длятся месяцами или годами. То есть, здесь важно подходить к вопросу индивидуально. На сколько Вы вообще готовы к самостоятельности? Например, в туризме меня всегда умиляло, как от ТА приходили запросы о русскоязычном гиде, который бы был с туристами все время и водил за ручку, чтоб они не потерялись. Я вот кайфую от путешествий, от того что мне нужно составить себе маршрут, найти билет/проживание и конечно чаще это значительно дешевле, чем турпакет. Хотя нет, не правильно сказала! Таких турпакетов просто не существует! Посмотрите пример моего недельного путешествия в три страны и поймете, что такого в туризме просто не предлагают.
Иногда вопрос не стоит в деньгах, ведь путешествия не обязательно должны быть бомжацкими, основное  как я уже сказала – это свобода в действиях, самостоятельность, а доступность их это как приятный бонус 🙂 Просто путешествия и туризм для меня разные вещи.
Надеюсь я смогла приоткрыть занавес и попробовать немного разобраться Вам что к чему. Я бы могла еще много рассказать о туризме, но боюсь, что меня тогда прибьют где-то за углом. Разве, что могу предупредить, если хотите идти работать в туризм, захватите с собой бутылку виски и пачку успокоительных.
Подвожу итоги. Если Вам нужен тур, то идите в турагентство. Если Вы хотите научиться самостоятельным путешествиям, добро пожаловать на мой блог. Лично я очень рада, что однажды сошла с туристической дороги, и открыла для себя иной формат. Вкус свободы, который дарят путешествия бесценен!

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить